С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда, бывают радостными и желанными для него.
В период адаптации главной задачей педагога является обеспечение эмоционального комфорта детей. Необходимо помочь им пережить расставание с мамой, почувствовать свою безопасность в совершенно новой обстановке, среди чужих детей и взрослых. Для этого нужно обязательно организовать такие условия для игр и занятий с детьми, чтобы ребенок отвлекся от негативных переживаний, переключить внимание на интересные игрушки, принял других детей и воспитателя как возможных участников совместных игр.
Для этого необходимо планировать игры и занятия, по гибкому режиму учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Для организации игровой деятельности необходимо использовать разнообразные игрушки и игровой материал в достаточном количестве, но не все сразу. Легко заинтересовать детей игрушками, которые активно принимают участие в дидактических играх и занятиях: Белочка раздает детям орешки, показывает разноцветные листья, дети угощают ее чаем; или с помощью Мишки можно «познакомить» детей друг с другом («Давайте познакомимся», «Приходите ко мне в гости», «Поездка на машине» и др.). Дети охотно входят в игру, начинают самостоятельно играть. Воспитатель должен проследить, чтобы все дети, заинтересовавшиеся продемонстрированной игрой, получили игрушки и могли поиграть сами. Однако если кто-то из детей не хочет включаться в игру, не следует его принуждать. Лучше дать ему другую игрушку и эмоционально «настроить» ребенка на игру, улыбаясь, заговаривая с ним от лица того или иного персонажа. Например: «Максим покатай меня на машине»- просит Зайчик. А Вова нам поможет покатать куклу на лошадке. Организуя игровую деятельность необходимо использовать фольклорные и художественные тексты, так как малыши с удовольствием воспринимают их, выразительные интонации, жесты взрослого стимулируют интерес и эмоционально- положительное отношение к игре и игрушке.
В зависимости от уровня развития игры у детей, пришедших в группу, можно предлагать им игровые задачи разной сложности. Одни способны лишь, относительно, похоже, повторить действия, показанные взрослыми с той же самой игрушкой. Другие уже могут перенести на другую (покатать не только зайчика, на машине, но и мишку на коляске, уложить куклу спать и т.д.).
Большое значение в период адаптации детей имеет использование подвижных игр, в которых ребенок обращен не только к игрушке, но и к сверстнику. Хорошо зарекомендовали себя в этом отношении игры с мячом. Например, сначала воспитатель с ребенком катают мячик друг другу, а потом – ребенок к сверстнику. Эти действия сопровождаются словами: «Мячик катится к Ване. Лови Ваня!» Так же необходимо использовать игры, строящиеся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Например, «Раздувайся пузырь», «Карусель», «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята» и др.
По своему характеру это игры-забавы. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытыми для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом.
Одним из главных условий проведения игр является добровольное участие детей. Не беда, если не все сразу включаются в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для тех же, кто пока не решился включаться в игру, наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.
В адаптационный период хорошо использовать пальчиковые игры («Сорока- сорока», «Пальчики здороваются», «Где же наши ручки» и др.), которые так же помогают переключить внимание, отвлечь ребенка от грустных мыслей и чувствовать себя комфортно в новой обстановке.