Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или подружкой! Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют все услышанное и подражают интонации взрослых.
Но стоит ребенку начать читать стихотворения наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, течет проговаривается скороговоркой, без каких — либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространенной ошибкой при чтении у детей являются многоударность, т.е. ударение на каждом слове. Что же делать?
Прежде всего, не старайтесь брать сложный материал. Стихи должны быть не только доступными пониманию ребенка , но и непременно нравится ему, вызывать при чтении радость.
Лучше всего начать со стихов — диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Стихи — диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом — партнером или с залом.
Вот какое стихотворение — диалог написала 9 — летняя Настя Емельяненко.
— Здравствуй, киса!
— Как дела?
Что же ты от нас ушла?
— Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете…
На хвостик наступаете.
Такие стихи — диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни.
Когда в стихах — диалогах встречаются слова автора , можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь , и авторская относятся к одним и тем же персонажам , как в стихотворении О . Бедарева «Куры».
Сели куры на забор
И пустились в разговор:
— Ко — ко — ко! Ко — ко — ко!
Мы взлетели высоко.
Касатки в небе вьются ,
Над курами смеются:
— эх вы, куры, ко — ко — ко,
Разве это высоко?
В стихотворении В. Викторовна « Бычок — новичок » слова автора также можно передать действующим лицам.
Вышел бычок на лужок.
Козочку встретил.
— Му, — говорит бычок, —
Я на лугу новичок.
Ты покажи мне скорей,
Где здесь трава повкусней.
— Ме, — раздается в ответ Травки не вкусной нет .
Травка всегда хороша,
Если живать не спеша .
В чтении стихотворения И. Демьянова « Скакалочка » участвуют две девочки: Галочка и ее подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит авторский текст:
Очень любит Галочка Быструю скакалочку.
Скок да скок, скок да скок!
Галочке не жалко ног.
А бывает жалко Быструю скакалку.
— Отдохни, скакалочка, —
Еле шепчет Галочка.
Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской « Уши »:
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор
— Еже…!
Отвечает доктор гневно:
— Еже… еже… ежедневно!!!
Для малышей стихи — диалог очень полезны. Они приучают к общение, а значит, и к простоте в чтении стихов.
Поучительные для меня советы. Спасибо.