Читаем и учим стихи с детьми

Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или подружкой! Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют все услышанное и подражают интонации взрослых.

Но стоит ребенку начать читать стихотворения наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, течет проговаривается скороговоркой, без каких — либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространенной ошибкой при чтении у детей являются многоударность, т.е. ударение на каждом слове. Что же делать?

Прежде всего, не старайтесь брать сложный материал. Стихи должны быть не только доступными пониманию ребенка , но и непременно нравится ему, вызывать при чтении радость.

Лучше всего начать со стихов — диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Стихи — диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом — партнером или с залом.

Вот какое стихотворение — диалог написала 9 — летняя Настя Емельяненко.

—   Здравствуй, киса!

—   Как дела?

Что же ты от нас ушла?

—   Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете…

На хвостик наступаете.

Такие стихи — диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни.

Когда в стихах — диалогах встречаются слова автора , можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь , и авторская относятся к одним и тем же персонажам , как в стихотворении О . Бедарева «Куры».

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

—   Ко — ко — ко! Ко — ко — ко!

Мы взлетели высоко.

Касатки в небе вьются ,

Над курами смеются:

—   эх вы, куры, ко — ко — ко,

Разве это высоко?

В стихотворении В. Викторовна « Бычок — новичок » слова автора также можно передать действующим лицам.

Вышел бычок на лужок.

Козочку встретил.

—   Му, — говорит бычок, —

Я на лугу новичок.

Ты покажи мне скорей,

Где здесь трава повкусней.

—   Ме, — раздается в ответ Травки не вкусной нет .

Травка всегда хороша,

Если живать не спеша .

В чтении стихотворения И. Демьянова « Скакалочка » участвуют две девочки: Галочка и ее подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит авторский текст:

Очень любит Галочка Быструю скакалочку.

Скок да скок, скок да скок!

Галочке не жалко ног.

А бывает жалко Быструю скакалку.

—   Отдохни, скакалочка, —

Еле шепчет Галочка.

Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской « Уши »:

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор

—   Еже…!

Отвечает доктор гневно:

—   Еже… еже… ежедневно!!!

Для малышей стихи — диалог очень полезны. Они приучают к общение, а значит, и к простоте в чтении стихов.

1 комментарий

  1. Поучительные для меня советы. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *